Международные социально-гуманитарные арктические проекты: вызовы и возможности

Ключевые слова

АННОТАЦИЯ


Сегодня Арктика представляет собой регион, в котором сталкиваются политические и экономические интересы многих развитых и развивающихся стран. Одним из перспективных направлений изучения Арктики является социально-гуманитарный аспект, поскольку социальные, правовые и политические перспективы развития Арктики требуют тщательного изучения, новых научных подходов и выстраивания системы образования. Именно поэтому тематикой периода российского председательства в Арктическом совете (2021–2023 гг.) стало «Ответственное управление для устойчивой Арктики». К началу российского председательства в Арктике уже складывалась атмосфера эффективного международного взаимодействия и тесных научных коллабораций. Однако данный период оказался самым сложным и непредсказуемым: политический кризис привел к бойкотированию совместных проектов со стороны стран «арктической семерки». Для России эти вызовы стали новыми возможностями — обозначались новые векторы сотрудничества, консолидировались усилия представителей социально-гуманитарных наук неарктических государств. Сохраняя свое лидерство в Арктике, Россия должна интегрировать международное сотрудничество в свою научную повестку и, привлекая азиатские и латиноамериканские страны, совместно искать решения социально-гуманитарных проблем арктического региона.
Введение

Задачи устойчивого развития Арктики, поставленные Президентом Российской Федерации, а также глобальные и локальные вызовы в этом уникальном регионе играют значительную роль в мировой и национальной повестке. Сегодня Арктика стала территорией, где сталкиваются политические и экономические интересы многих развитых и развивающихся стран.
Существующий в настоящее время юридически неопределенный статус арктических территорий, спорные национальные границы в регионе, необходимость транснационального взаимодействия привлекают к Арктике внимание всего международного сообщества [1]. Вместе с тем Арктика — это одна из самых непредсказуемых и малоизученных территорий, и управление этим регионом сталкивается и в будущем еще более будет зависеть от ряда внутренних и внешних вызовов [2; С. 111].

Социально-гуманитарное измерение Арктики сегодня интенсивно трансформируется. Новые города, коммуникации, инфраструктура, законодательство, требования безопасности и труда, экологические стандарты — эти и иные направления требуют анализа, изучения социальных, правовых и политических перспектив, их воздействия и адаптации к ним. Развитие данных направлений предполагает получение новых знаний и компетенций ученых, приобрести которые возможно только в процессе международного взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества.

Все сказанное подкрепляет нашу уверенность в актуальности и востребованности международных арктических проектов социально-гуманитарной сферы.
Задачи научно-образовательных организаций в период председательства Российской Федерации в Арктическом совете (2021–2023 гг.)

Решить глобальные проблемы Арктики, в том числе в социально-гуманитарной сфере, силами одного государства зачастую становится невозможным, необходимы совместные действия ученых, политиков, общественных деятелей разных государств. В консолидации усилий и содействии сотрудничеству в Арктике и виделась задача Арктического совета — ведущего Межправительственного форума, объединявшего восемь арктических и несколько неарктических государств. Россия стала председателем Арктического совета на 2021–2023 годы, поставив своим приоритетом тематику «Ответственного управления для устойчивой Арктики» [3]. В данный период все более значимым считалось международное взаимодействие в Арктике при лидерстве России и российских организаций с поддержкой со стороны других арктических стран.

До 2021 года все государства подчеркивали, что арктическая повестка не разобщала, а способствовала сближению государств. Обозначались новые векторы сотрудничества, общие интересы всего международного сообщества в Арктике. Во все более глобализирующемся мире было важно, чтобы различные игроки совместно изучали, понимали и использовали Арктику, которая является уникальной территорией и должна стать основой мира, стабильности и устойчивого развития планеты.

В рамках этой повестки арктические государства, и в первую очередь Россия, ставили перед собой следующие задачи социально-гуманитарного блока:

— обеспечение максимальной интеграции международных и национальных правовых норм со стратегической системой управления, глобальными целями и трендами в Арктике и спецификой региона;

— формирование новых моделей образования и науки (глобальность, междисциплинарность, практико-ориентированность);

— проведение комплексных междисциплинарных исследований по вопросам, которые составляют мировую исследовательскую повестку;

— консолидация мировых трендов, знаний, информации о социально-гуманитарных процессах, происходящих в Арктике;

— создание и координация научных групп, совместных научных и образовательных проектов российских и зарубежных университетов;

— интеграция российских и зарубежных студентов и преподавателей в совместных молодежных и научных мероприятиях, связанных с Арктикой.

Международные проекты российских университетов «турбулентного» периода
Исходя из задач периода 2021–2023 года все арктические государства интенсивно развивали совместные научные и образовательные проекты, при этом приоритет отдавался проектам с российским участием. Так, например, зарубежными государствами были инициированы и профинансированы следующие проекты:

«Знакомство с Арктикой: междисциплинарный подход к изучению арктических обществ, народов и культур» (MeetArctic) — проект был поддержан грантом Национального агентства образования Финляндии в рамках Программы Team Finland Knowledge (TFK).
Проект предполагал проведение в 2021–2023 гг. нескольких образовательных семинаров и научных мероприятий в Финляндии и России с участием студентов, аспирантов, преподавателей и ученых российских и финских университетов. Планировалась организация Летней школы в Ямало-Ненецком автономном округе под руководством Тюменского государственного университета, Научного центра изучения Арктики (ЯНАО), Лапландского Университета и Университета Оулу (Финляндия). В рамках проекта предполагалась разработка совместной образовательной программы, преподавательская и студенческая мобильность. Особенность проекта — междисциплинарный подход к изучению Арктики, вовлечение в мероприятия ученых, преподавателей и студентов по направлениям право, экономика, социальные науки. Проект MeetArctric должен был стать логичным и успешным продолжением совместной работы российских и финских ученых в целях устойчивого и эффективного развития Арктики.

Другой междисциплинарный проект «Полярный Кодекс и безопасность на море:
Международный консорциум в сфере готовности к чрезвычайным ситуациям, охране труда и безопасности в арктическом судоходстве» (The Polar Code and Maritime Safety) был поддержан Агентством высшего образования и науки Королевства Дании, его реализация проходила с февраля 2021 по февраль 2023. Суть проекта состояла в создании межуниверситетского консорциума, который объединил вузы арктических государств: Университета Южной Дании, Гренландского университета и Ольборгского университета (Дания), Института охраны труда (Финляндия), Университета науки и технологий (Норвегия), Тюменского государственного университета (Россия). В рамках проекта ученые проводили регулярные вебинары и конференции, обмениваясь знаниями и методиками проведения исследований, проходили экспертное обучение по тематике проекта, готовили к публикации совместные статьи.

Значимость проекта заключалась в обсуждении и поиске современных решений, позволяющих эффективно и безопасно осуществлять морские операции в суровых климатических условиях Арктики. Данная тематика представляется весьма новой для России и стала особенно актуальной в связи с развитием Северного морского пути и связанной с ним транспортной и логистической инфраструктуры.

Еще один уникальный проект, который должен был состояться под российским председательством в Арктическом совете и был поддержан всеми восьмью арктическими государствами — «КОВИД19 и народы Арктики» (Arctic COVID19).

Уникальность и ценность проекта представлялась в научном обосновании ответов на биологический кризис, вызванный новой коронавирусной инфекцией (COVID19), которая не только создала угрозу для мирового сообщества и всех государств, но и в значительной мере повлияла на образ жизни локальных арктических сообществ. Для реализации проекта был создан консорциум ученых из Канады, США, Финляндии, Швеции, России и других арктических стран, представителей органов государственной власти и исследовательских центров, коренных малочисленных народов и общественных организаций. Участники предложили уникальную исследовательскую методологию, которая должна была унифицировать подход к исследованиям подобного рода во всех северных странах, разработали план проведения полевых работ и структуру рекомендаций для органов публичной власти национальных государств как комплекс решений для взаимодействия с локальными сообществами в период биологических угроз. Итогом проекта должен был стать масштабный отчет, который планировалось представить на площадках Арктического совета. Следует отметить две оригинальные идеи проекта: во-первых, исследователи предлагали выделить специфические характеристики этносов и системы управления ими, имеющие решающее значение в условиях глобального кризиса и неопределенности. Во-вторых, в то время, когда процессы реагирования на COVID-19 формировались в основном в сфере медицины и естественных наук, проект предлагал комплексное видение проблем, интеграцию социальных наук и учет человеческих факторов для их решения.

К сожалению, период российского председательства в Арктическом совете стал самым турбулентным и проблематичным за последние годы существования данного объединения. С одной стороны, из-за специальной военной операции на Украине остальные семь арктических государств отказались от практического сотрудничества с Российской Федерацией, но с другой — России удалось выполнить свои обязательства, выйти на компромисс и сохранить эту важнейшую региональную организацию. Однако несмотря на все усилия с российской стороны, с марта 2022 года две трети из 130 проектов этого форума были приостановлены [4], в том числе и описанные выше. По мнению экспертов, разрыв прежних тесных контактов, прекращение обмена информацией и отсутствие взаимодействия между западными и российскими учеными окажет негативное влияние на будущее региона.

Возможности развития международных арктических проектов в ближайшем будущем
Современные процессы глобализации и регионализации меняющегося мира выявили два прямо противоположных тренда государственной и человеческой конкуренции в Арктике [5; С. 175]:

1) Существующие национальные интересы суверенных государств, включая Россию, Канаду, Исландию, Данию, Норвегию, Финляндию, Швецию, США, вступают в противоречие. Возникает борьба за арктическое пространство в самых разных ее формах: дипломатической, политической, экономической, научно-образовательной, концептуально-правовой, информационной, духовно-интеллектуальной, психологической [6].

2) Международное сотрудничество в Арктике может получить дальнейшее развитие, лишь переориентировав свой вектор на неарктические государства. Несмотря на острые политические и иные кризисы, глобализация усиливает потребности в организации комплексных, консолидирующих усилиях представителей социально-гуманитарных наук в Арктике. При этом происходит социализация исследований, что означает их большую ориентированность на человека, его нужды и интересы.

Эти тренды становятся основой для возрастающего интереса к арктическому региону со стороны так называемых «внерегиональных игроков» [7]. Так, Китай, Индия, Бразилия и некоторые иные страны на протяжении длительного времени выражали заинтересованность в получении статуса наблюдателей Арктического совета [8] (в 2013 году такой статус был предоставлен КНР и Индии [9]), а также увеличивали зоны своего влияния в Арктике. При этом основные сферы интересов названных стран в целом совпадают с российскими. Прежде всего, это освоение природных богатств, развитие транспортного потенциала, человеческого капитала, проведение научных исследований [10; С. 514-517].

К счастью, достаточно давно и активно развивается сотрудничество между учеными социально-гуманитарных направлений стран БРИКС, ШОС, ЕАЭС и иных межрегиональных организаций.
Поэтому обсуждения арктической повестки становятся все более открытыми и привлекают все больше экспертов из разных стран, в настоящее время представленных неарктическими регионами. Россия продолжает предпринимать скоординированные меры по защите прав локальных арктических сообществ, развитию человеческого капитала и образования в Арктике. Несмотря на то, что российские ученые проводят значимые исследования в Арктике и получают уникальные результаты в различных областях знаний, часто эти результаты не представлены на мировом уровне. Новые задачи России — развивать международные и межрегиональных коллаборации в обновленном формате, сделать арктические исследования приоритетными для неарктических стран, а их результаты — доступными для всего международного сообщества. Для этого необходимо устанавливать долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество по различным направлениям деятельности, в том числе в сфере кадрового и научного обеспечения, информационного обмена, организации исследовательских проектов.

На наш взгляд, наилучшую современную трактовку развития российской Арктической зоны дал А. Н. Пилясов, определив векторы ее модернизации и постиндустриальной трансформации с учетом новых мировых реалий. Из его видения принципиально новых моментов стратегического развития Арктики можем выделить, например, то, что Арктика постепенно становится важнейшим центром сотрудничества человечества — подобно тому, как Средиземноморье было таким центром во времена античности. Китай и Индия, которые становятся основными локомотивами мирового экономического роста, новые центры экономического развития в Азии и Латинской Америке неизбежно увеличат свое влияние на регион. А. Н. Пилясов также отмечает укрепление человеческого измерения развития российской Арктики. Устойчивое развитие местных сообществ Арктики означает укрепление их энергетической, продовольственной безопасности, комфортизацию социальной среды, количественное сохранение и качественное улучшение человеческих ресурсов в результате усилий государства и ресурсных корпораций в области кадровой, образовательной и медицинской политики [11].


Заключение

Принцип лидерства станет определяющим для организации системы управления Арктикой на основе научных исследований. Государства, и в первую очередь Россия, должны найти наиболее эффективные модели и механизмы развития арктических территорий, разработать действенные стратегии сотрудничества, выстроить новые международные взаимосвязи и выделить необходимые ресурсы управления, чтобы стать лидерами в использовании этого уникального и перспективного региона планеты.

В настоящее время, несмотря на существующие вызовы, вопросы международного сотрудничества в Арктике динамично интегрируются в российскую повестку. В современных условиях продолжается интернационализация Арктики и количество «внерегиональных» игроков, активно вовлеченных в решение социально-гуманитарных проблем, все увеличивается. Учитывая формирующуюся тенденцию и невзирая на нежелание арктических государств продолжать сотрудничество, крупные мировые державы демонстрируют свою готовность не просто участвовать в арктических проектах, но и стремиться закрепить свой правовой статус в релевантных международных документах. Таким образом, целесообразно, на наш взгляд, рассмотреть вопрос о включении арктической тематики в повестку совместных мероприятий стран БРИКС.

Сложные задачи развития Арктики могут быть эффективно решены за счет инвестиций всех заинтересованных сторон, в том числе в форме опыта освоения морских территорий, технологий, капитала и исследовательских компетенций, которые могут предложить неарктические страны, включая Китай, Индию, Бразилию. Государства могут укреплять свои связи и координацию в рамках сотрудничества на глобальном, региональном и национальном уровнях, расширять каналы для правительственного и неправительственного взаимодействия и добиваться беспроигрышных результатов [12].
ЛИТЕРАТУРА
1. Кульба В. В., Шульц В. Л., Шелков А. Б., Чернов И. В. Сценарный анализ в управлении информационной поддержкой процессов предупреждения и урегулирования конфликтных ситуаций в Арктике. // Вопросы безопасности. 2013. № 1. С. 62–152.
2. Келет Н. А. Управление Арктикой в условиях глобальных вызовов: сценарии развития // Сборник VIII Всероссийской научно-практической конференции «Сегодня первые шаги, завтра — большая наука!». 10–13 апреля 2018 года. СПб: «Инфо-да», 2018.
3. Арктический совет. [Электронный ресурс]: Официальный сайт. URL: https://arctic-council. org/ru/about/previous-chairmanships/russian-chairmanship-2/
4. Черненко Е. Арктику передали викингам // [Электронный ресурс]: Коммерсант. 11.05.2023. URL: https://www. kommersant. ru/doc/5979223?from=glavnoe_3
5. Лукин Ю. Ф. Российская Арктика в изменяющемся мире. Архангельск, 2012.
6. Лукин, Ю. Ф. Геополитические и правовые проблемы управления Северным морским путем // Геополитика и безопасность. 2012. № 2(18). С. 73–82.
7. Degeorges D. China in Greenland: A challenge for the EU // EurActiv, Brussels, 2012.
8. Китай, Индия и Бразилия хотят попасть в Арктический совет // [Электронный ресурс]: Арктика-Инфо: интернет-сайт. 2012. URL: http://www. arctic-info. ru/News/Page?alias=kitai--india-i-brazilia-hotat-popast_-v-arkticeskii-sovet
9. Kiruna Declaration «On the occasion of the Eighth Ministerial Meeting of the Arctic Council» // [Электронный ресурс]: Arctic Council Secretariat: Офиц. интернет-сайт. 2013. URL: http://www. arctic-council. org/index. php/en/document-archive/category/5-declarations?download=1793:kiruna-declaration-signed-2013
10. Каратаева К. Е. Арктика как зона перспективного сотрудничества стран БРИКС // Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник: материалы XV Международной научной конференции «Модернизация России: ключевые проблемы и решения», Москва, 18–19 декабря 2014 года / Ответственный редактор Пивоваров Ю. С. Выпуск 10, Часть I. — Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2015.
11. Пилясов А. Н. Стратегия развития Арктической зоны России на период до 2020 года Арктика // Экология и экономика. 2011. № 1. С. 38-41.
12. Программная речь заместителя министра иностранных дел Чжан Мина на Китайской страновой сессии Третьей Ассамблеи Полярного круга 17 октября 2015 года // [Электронный ресурс]: Министерство иностранных дел КНР. URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjbxw/t1306858.shtml.
International Arctic Projects in Social Sciences and Humanities: Challenges and Perspectives

KEY WORDS

ABSTRACT


Today, the Arctic is a region in which the political and economic interests of many developed and developing countries collide. One of the promising areas for studying the Arctic is the social and humanitarian aspect, since the social, legal and political prospects for the development of the Arctic require careful study, new scientific approaches and building an education system. That is why the theme of the period of the Russian Chairmanship of the Arctic Council (2021–2023) was “Responsible Governance for a Sustainable Arctic”. By the beginning of the Russian Chairmanship in the Arctic, an atmosphere of effective international interaction and close scientific collaboration was already taking shape. However, this period turned out to be the most difficult and unpredictable: the political crisis led to the boycott of joint projects by the countries of the Arctic Seven. For Russia, these challenges have become new opportunities — new vectors of cooperation have been identified, the efforts of representatives of the social and humanitarian sciences of the non-Arctic states have been consolidated. While maintaining its leadership in the Arctic, Russia should integrate international cooperation into its scientific agenda and, involving Asian and Latin American countries, jointly seek solutions to the social and humanitarian problems of the Arctic region.