Развитие зелёного туризма в Арктике напрямую зависит от развития зелёной энергетики 

Ключевые слова

Арктика
Зелёная энергетика
Туризм
ВИЭ

АННОТАЦИЯ


Арктика, богатая своими ресурсами, является потенциально перспективным направлением для развития туризма. Однако природно-климатические условия в Арктической зоне Российской Федерации изменяются под влиянием таких негативных факторов, в частности, как выбросы углекислого газа — следствие использования традиционной энергетики. В Арктике в среднем темп потепления в два раза выше, чем в среднем в мире. Перспективность направления зелёной энергетики обосновывается не только риском истощения невозобновляемых источников энергии и их небезопасности, но и заботой о хрупкой арктической среде, важной как для коренных северных народов, так и для привлечения туристов (в том числе этнотуристов). В уникальной Арктической зоне возможна организация и распространение событийного туризма в научной, культурной и спортивной сферах. Помимо спасения природы АЗРФ, реализация проектов зелёной энергетики в туризме привлечет больше инвестиций, так как является престижным мировым трендом для крупных компаний и инвестиционных фондов. Такие проекты увеличат количество рабочих мест, что уменьшит отток населения из северных регионов и окажет положительное влияние на наращивание экономической мощи страны.

Что такое зелёная энергетика
Слово «зелёный» в этом словосочетании само по себе подразумевает использование возобновляемых, неисчерпаемых источников энергии. К ним относятся следующие альтернативные возобновляемые источники:

• солнце,
• ветер,
• вода,
• геотермальные источники,
• биотопливо [1].

Преимущество использования таких источников заключается в том, что в силу своего происхождения они являются экологически чистыми, и их использование не наносит вред окружающей среде, в отличие от невозобновляемых источников, к которым относится уголь, газ, нефть, а также ядерное топливо (уран, торий, плутоний и пр.), и которые повсеместно используются в настоящее время, оказывая при этом негативное влияние на состояние нашей планеты.

В соответствии с данными на 2019 год доля использования возобновляемых источников электроэнергии в мире составила почти 27 %, при этом на долю России приходится не более 1 % [2]. Внутри же страны на 2020 год доля использования возобновляемых источников электроэнергии составила около 20 % и имеет существенный потенциал роста [3].

Поддержке развития зелёной энергетики способствует как минимум два фактора. Во-первых, необходимо выделить роль такого значимого финансового и регуляторного инструмента на рынке энергии как зелёные сертификаты, которые используются для квотирования и поддержки развития возобновляемых источников энергии. Такие сертификаты являются подтверждением безуглеродного происхождения используемой электроэнергии на каждый мегаватт-час, и за них производители, поставщики и потребители этой возобновляемой энергии могут получать премии, льготы и компенсации [4].

Во-вторых, необходимо отметить важность заключенного 15 декабря 2015 года Парижского соглашения, которому на сегодняшний день следуют 189 стран. По этому соглашению страны обязуются брать на себя ответственность по снижению выбросов парниковых газов, в особенности углекислого газа, который образуется при использовании невозобновляемых источников энергии, и удержание прироста глобальной средней температуры намного ниже 2 градусов Цельсия сверх доиндустриальных уровней при приложении усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5 градусов Цельсия. [5].
Перспективы применения зелёной энергетики в области развития туризма в АЗ РФ
С ростом реализуемых проектов в Арктике, в том числе в сфере туризма, увеличивается количество различных предприятий и электростанций. Их отрицательное влияние уже заметно по продолжающемуся потеплению: в июне 2020 года был поставлен абсолютный температурный рекорд для Арктики — в г. Верхоянск температура воздуха составила 38 градусов по Цельсию. Сохранение таких тенденций приводит к таянию ледников, что вызывает следующие последствия:

• изменение течений в Северном Ледовитом океане [6];
• повышение уровня Мирового океана,
• наводнения;
• увеличение осадков;
• тайфуны, цунами и ураганы [7];
• смещение на север границ природных зон и ареалов обитания биологических видов [6].

Все вышеперечисленные последствия являются глобальной угрозой мирового уровня. Но есть и локальные последствия. Деятельность по развитию туризма в Арктической зоне Российской Федерации активно ведётся, но для сохранения экосистемы и уникальной природной составляющей нельзя допустить загрязнения и разрушения этих территорий. Для этого как раз и необходим переход от использования невозобновляемых источников энергии на возобновляемые.

Посещение туристами арктических территорий в большей степени зависит от доступности транспортной инфраструктуры. Поэтому для снижения выбросов морскими судами возможен переход от дизельных двигателей, которые работают на тяжёлом мазуте, на более экологичное биотопливо, изготовленное из растительных отходов. Такое топливо использует в своих морских перевозках международная компания DHL, которая придерживается своей политики экологичной логистики.

Транспорт в целом может постепенно переходить с таких видов топлива, как бензин, дизель и газ, на альтернативные источники энергии. Например, возможно внедрение электромобилей, но их главным минусом (помимо стоимости) является низкая работоспособность и неприспособленность к низким температурам, которые присущи арктическим территориям. Наиболее выигрышным вариантом в этом случае выступает использование водородных топливных элементов. С 2021 года ведутся разработки систем и решений на основе водородно-щелочных топливных элементов (совместно ИТ СО РАН и израильской компанией GenCell), которые как раз будут адаптированы под арктические температуры и смогут использоваться при отрицательных температурах в — 20 градусов по Цельсию [8]. В качестве общественного транспорта в города АЗРФ также могли бы быть возвращены трамваи и троллейбусы, работающие на электрическом токе.

Наиболее важным и удобным для туристов способом перемещения в путешествиях в силу независимости от налаженности дорожных путей и наличия доступа к морскому пути является воздушный транспорт. В сфере гражданской авиации в качестве топлива может быть использован не керосин, а экологичное биотопливо. Компания Boeing с 2011 года работает в этой сфере и получает выдающиеся результаты. На данный момент они используют экологичное топливо, получаемое из различных видов сырья (непищевые растения; сельскохозяйственные, лесные отходы; неперерабатываемые бытовые отходы; газообразные отходы промышленных предприятий) и смешиваемое в соотношении один к одному со стандартным авиатопливом, что на 50 % снижает объёмы выбросов углекислого газа в атмосферу [9].

Перспективным для реализации в Арктике является пример с использованием геотермальных источников в Чукотском автономном округе [10]. Реализация проекта по установке электростанции на термоминеральных источниках позволит не только извлекать энергию, но может также стать объектом туристических экскурсий и привлечь дополнительные инвестиции.

Рациональным представляется также использование для снабжения туристической инфраструктуры электроэнергией такого источника, как вода. Территория континентальной суши АЗРФ составляет 4,9 млн км2, в то время как на шельфовые и внутренние моря Арктической зоны РФ приходится 4 млн км2 [11]. Так, возможна выработка энергии с помощью морских приливов, морского прибоя, движения вод (ГЭС) и использования обратного осмоса для выработки подготовленной очищенной подпиточной воды для автономных котельных и районных тепловых станций.

Приливные электростанции помимо дорогостоящего возведения на выходе дают энергию стоимостью в 5 раз выше, чем традиционная [1]. Однако, чтобы компенсировать затраты на их возведение, следует использовать эти приливные электростанции не только для собственного производства водорода и аммиака, но и на их экспорт. Спрос на водород растёт, и в долгосрочной перспективе это не сможет не сказаться благоприятно на развитии российской экономики. Подобный проект рассматривается к реализации в Мезенском районе Архангельской области и при успешной реализации сможет стать визитной карточкой области, тем самым привлекая туристов [12].

Хотя гидроэлектростанции и являются способом использования возобновляемого источника энергии — воды, но их использование в экосистеме Арктики не очень желательно. В соответствии с докладом Всемирного фонда дикой природы, с 1970 по 2014 год количество видов животных, обитающих в пресных водоёмах, сократилось на 83 % из-за работающих гидроэлектростанций [13]. Такое влияние на природное устройство территорий недопустимо. Западные специалисты не считают крупные ГЭС зелёными, так как они, по их мнению, оказывают негативное влияние на окружающую среду. Однако малая гидроэнергетика, не сильно воздействующая на среду, считается экологически выгодной. Норникель уже использует малую гидроэнергетику, которая считается зелёной, в своих проектах.

Двумя наиболее перспективными источниками энергии в Арктической зоне РФ являются солнце и ветер. Уникальные климатические условия (постоянные сильные ветры) делают установку ветряных электростанций выгодным и эффективным делом. Несмотря на короткий световой день, среднегодовое дневное поступление солнечного излучения составляет от 2 до 5 кВт∙ч/м2/день, что является обоснованно рентабельным при сопоставлении с оценкой излучения южной части Германии в 3,4 кВт∙ч/м2/день, где солнечные установки активно применяются [14]. Конечно, в силу вечной мерзлоты на арктических территориях уровень износа техники выше и требует больше средств для их обслуживания. Это также доказывает невозможность и опасность использования одного источника альтернативной энергии. На случай перебоев из-за суровых климатических условий необходимо использовать накопители энергии.

В связи с высокой стоимостью реализации проектов по переходу на альтернативные возобновляемые источники энергии возможен постепенный переход с помощью установок различных видов гибридных электростанций. Такой подход обеспечит более низкие затраты и возможность осуществления пилотных проектов для обеспечения доказательной базы эффективности внедрения зелёных электростанций на территории Арктической зоны страны.
Перспективы применения контрактов жизненного цикла в развитии зелёной энергетики для зелёного туризма в Арктической зоне Российской Федерации
Развитие туризма в Арктической зоне РФ, программ государственно-частного партнёрства и политики зелёной энергетики тесно взаимосвязаны и должны работать вместе. Более того, помимо государственной поддержки, актуальность развития направления возобновляемых источников энергии доказывает заинтересованность инвесторов. С 2021 года изменилась динамика кредитования: больше инвестиций от мировых банков получили зелёные проекты, хотя в предыдущие годы с большим отрывом получали инвестиции углеводородные проекты [15].

Важную роль стоит отвести контрактам жизненного цикла — договорам между частным и государственным партнёрами, которые заключаются путём проведения конкурсного отбора и возлагают на частную сторону ответственность за все три стадии жизни проекта: проектирование, реализацию, эксплуатацию и в дальнейшем при необходимости и его утилизацию. Преимуществом такого вида государственно-частного партнёрства является факт того, что исполнитель самостоятельно принимает все решения, касающиеся проекта (выбор подрядчиков, технологии реализации, материалы, поиск инвесторов и кредиторов и пр.) и начинает получать оплату от государственной стороны с момента эксплуатации объекта и только за время его бесперебойного функционирования. Именно поэтому в интересах исполнителя максимально быстро и качественно выполнить свою работу и минимизировать издержки, а государство тем самым получает равнозначное по цене качество работы.

При рассмотрении сферы туризма можно выделить три основные сферы реализации проектов, направленных на использование зелёной энергетики при реализации механизма контрактов жизненного цикла:

1. Экотранспорт;
2. Промышленные предприятия и туристическая инфраструктура;
3. Сопутствующие им объекты выработки электроэнергии и её накопления.

По данным на 2021 год, Арктическую зону России посещает немногим более 1 миллиона туристов [6]. Это не так уж много. Для наращивания туристического потока, как было упомянуто выше, необходимо усовершенствовать транспортную инфраструктуру. Так, в рамках контрактов жизненного цикла могут быть заключены договоры по производству систем двигателей самолетов, машин и морских судов на экологичном альтернативном топливе. Также, в связи с суровыми климатическими условиями актуальными будут заключения контрактов по разработке уборочных экомашин и электрических погрузчиков, которые окажут положительное влияние на развитие расширяющейся портовой инфраструктуры в городах АЗРФ.

На арктической территории России насчитывается более 500 гостиниц [6]. По мере развития туризма их количество будет увеличиваться, однако имеющиеся гостиницы должны переходить по мере возможности на использование альтернативных источников энергии, а новые гостиницы должны сразу же строиться «экологическими» для сохранения экосистем регионов. Ввиду этого возможно заключение контрактов по возведению различных гибридных электростанций.

Широкие территории арктической зоны и неравномерная плотность населения обуславливают релевантность заключения контрактов по возведению комплексов малой энергетики [16]. Децентрализация станций и их сравнительно меньшая стоимость возведения обеспечат повышение уровня жизни глубоких районов Арктики и привлекут тем самым туристов. Объекты малой энергетики, помимо всего прочего, могут быть не только стационарными, но и передвижными, что также является привлекательным для развивающихся территорий.

Более того, по данным исследования IRENA на 2020 год частные малые и средние предприятия вырабатывают приблизительно 20 % возобновляемой электроэнергии [14]. Это также является доказательством доступности их установки и положительной перспективой для децентрализации электростанций.

Для развития туристической инфраструктуры возможно заключение контрактов по созданию специальных экокурортов, в которых бы обеспечивалось проживание, нахождение и культурно-ознакомительные мероприятия для туристов, и при этом не нарушались экосистема, биокультура и ландшафты зоны.

Примерами таких объектов контрактов жизненного цикла могут быть сооружения «ТЕПЛОРИУМ» и станции «Снежинка». Разработка «ТЕПЛОРИУМ» позволит обновить жилищно-коммунальные объекты Арктики. Главными преимуществами этих зданий является быстрота возведения, возможность возведения на любых ландшафтах, прочность зданий, защищённость, ветроустойчивость, устойчивость от наводнений, землетрясений, энергосбережение с помощью использования светопрозрачных ограждающих конструкций, а главное — универсальность, что позволит использовать их для размещения туристов, для объектов общественного питания, музеев, медицинских пунктов и пр. [17].

Такие объекты, как в проекте станции «Снежинка», не останутся незамеченными и неоценёнными туристами, поэтому также могут возводиться по системе заключения контрактов жизненного цикла. Их главным преимуществом является не только внешняя составляющая, но и то, что такой комплекс может круглый год работать автономно на возобновляемых источниках энергии и водороде. В Снежинке будет несколько модулей, которые отлично подходят для приёма туристов: библиотека, кухня, кафе, медицинский кабинет, гостиничные номера, спортзал, сауна [18].
Возможные проблемы в развитии зелёной энергетики в АЗ РФ и использования КЖЦ
В настоящее время есть несколько факторов, которые так или иначе являются проблемами в реализации политики зелёной энергетики в Арктической зоне РФ и в России в целом. Во-первых, стоить отметить высокую стоимость установки электростанций, работающих на альтернативных источниках энергии. Этот фактор является основополагающим в столь медленном переходе на ВИЭ не только в России, но и в мире. Климатические условия Арктической зоны усугубляют эту проблему, так как, например, эффективность использования электродвигателей при холодных температурах в несколько раз меньше, при этом они ещё и изнашиваются быстрее. Однако со временем реализация этих проектов и выработка энергии покроет предстоящие затраты.

Во-вторых, несмотря на активно проводимую политику по развитию Арктики, актуальной остаётся проблема оттока населения и ценных кадров, что является причиной недостаточного уровня квалификации в регионах. Эту проблему можно решить обучением региональных команд специалистами в области зелёной энергетики из центра.

В-третьих, на развитие зелёной энергетики и заключение по ней контрактов жизненного цикла оказывает негативное влияние текущая ситуация в мире, сопровождаемая санкционной политикой по отношению к России и кризисом 2022 года. Цены на оборудование и материалы растут, ограничены импортные и экспортные торговые пути. Тем не менее, это положение даст толчок для развития импортозамещения и именно с помощью контрактов жизненного цикла не будет допущено занятие этого сегмента иностранными производителями, будет развиваться отечественное производство.
Заключение
Реализация проектов зелёной энергетики имеет высокий потенциал и будет способствовать приоритетному развитию Арктической зоны РФ и туризма в ней. Заметно повысится качество жизни людей, проживающих в АЗРФ, будут сохраняться биоразнообразие и арктические экосистемы. Именно туризм поможет сохранить самобытную культуру и традиции коренных северных народов. Арктика потенциально может стать наиболее привлекательным и посещаемым туристами объектом и, самое главное, сможет принимать их в намного больших количествах без вреда для своей уникальной природной среды.

Меры поддержки государственно-частного партнёрства и в особенности КЖЦ на рынке электроэнергии могут сыграть важную роль. КЖЦ выгодны как государственной стороне, так и частным предпринимателям. Кроме того, это окажет положительное влияние на развитие отечественной экономики.

Важно начинать действовать как можно быстрее, чтобы экологические проблемы, нависшие над Арктической зоной, не привели к необратимым природным катастрофам, которые могут обеспечить полное изменение ландшафтов и вымирание многих биологических видов, разрушение привычной среды обитания коренных северных народов и снижение туристической привлекательности. Это важный и серьёзный вопрос, требующий скорейшего рассмотрения и реализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лебедев Ю.В., Лебедева Т.А. Зелёная энергетика: состояние и ожидания // Зелёная экономика, зелёная энергетика, зелёные инвестиции. 2018. Ч. 2. С. 367–374.
2. Мировое валовое производство электроэнергии по источникам. 2019 г. [Электронный ресурс] // URL: https://www.iea.org/data-and-statistics/charts/world-gross-electricity-production-by-source-2019 (дата обращения: 31.07.2022).
3. Доля возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии [Электронный ресурс] // URL: https://yearbook.enerdata.ru/renewables/renewable-in-electricity-production-share.html (дата обращения: 31.07.2022).
4. Сорокин М.А. Зелёные сертификаты как инструмент перекрёстного субсидирования в электроэнергетике // Проблемы учёта и финансов. 2015. № 1 (17). С. 56–66.
5. Меры по борьбе с изменением климата. // Организация Объединенных Наций. [Электронный ресурс] // URL: https://www.un.org/ru/climatechange/paris-agreement (дата обращения: 31.07.2022).
6. Жилина И.Ю. Потепление в Арктике: возможности и риски // Экономические и социальные проблемы России. 2021. № 1. С. 66–87.
7. Климат Арктики. Температура воздуха [Электронный ресурс] // URL: https://goarctic.ru/news/seo-temperatura-klimat-arktiki-temperatura-vozdukha/ (дата обращения: 31.07.2022).
8. Водородное топливо: проблемы и перспективы. // Институт теплофизики им. С.С. Кутателадзе Сибирского отделения Российской академии наук. [Электронный ресурс] // URL: http://www.itp.nsc.ru/news/vodorodnoe_toplivo_problemy_i_perspektivy.html (дата обращения: 31.07.2022).
9. Boeing переходит на экологичные виды топлива [Электронный ресурс] // URL: https://www.aviaport.ru/digest/2021/01/25/664805.html (дата обращения: 31.07.2022).
10. Энергия в Арктике: пример Чукотки. [Электронный ресурс] // URL: https://goarctic.ru/work/energiya-v-arktike-primer-chukotki/ (дата обращения: 31.07.2022).
11. Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ). Регионы Российской Арктики — это область транспортно-экономического влияния Северного морского пути [Электронный ресурс] // URL: https://neftegaz.ru/tech-library/geografiya/668885-arkticheskaya-zona-rossiyskoy-federatsii-azrf-/ (дата обращения: 31.07.2022).
12. В Поморье представили проект получения водорода из энергии приливов. [Электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/2021/11/17/reg-szfo/v-pomore-predstavili-proekt-polucheniia-vodoroda-iz-energii-prilivov.html (дата обращения: 31.07.2022).
13. ГЭС — возобновляемый источник, но имеет и «тёмную сторону». [Электронный ресурс] // URL: https://nangs.org/news/renewables/ges-vozobnovlyaemyy-istochnik-no-on-imeet-i-temnuyu-storonu (дата обращения: 31.07.2022).
14. Сологубова Г.С. Перспективы развития возобновляемых источников энергии в РФ. // Технико-технологические проблемы сервиса. 2020. № 2 (52). С. 55–63.
15. Зелёные проекты впервые обогнали углеводородные по привлечению средств. [Электронный ресурс] // URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/60ae92929a7947005fc70fea (дата обращения: 31.07.2022).
16. Фаузер В.В., Лыткина Т.С., Фаузер Г.Н. Особенности расселения населения в Арктической зоне России // Арктика: экология и экономика. 2016. № 2 (22). С. 40–50.
17. Федоров А.Н., Максимова Л.А., Воротников А.М. Быстровозводимое здание «ТЕПЛОРИУМ»: новые возможности энергоэффективного строительства в Арктической зоне // Журнал естественно-научных исследований. 2020. № 1. С. 16–23.
18. Международная арктическая станция снежинка. [Электронный ресурс] // URL: https://arctic-mipt.com/#rec155659437 (дата обращения: 30.07.2022).
The development of green energy is necessary for the development of green tourism in the Arctic
№2 (10) 2022

KEY WORDS

Arctic
Green energy
Tourism
Renewable energy sources

ABSTRACT


The Arctic is rich in natural resources. It is a potentially promising direction for the development of tourism. However, the natural and climatic conditions in the Arctic zone of the Russian Federation are changing under the influence of negative factors. One such factor is carbon dioxide emissions from conventional energy. The rate of warming in the Arctic is on average twice that of the world. Green Energy:

• reduces the risk of depletion of non-renewable energy sources;
• compensates for the harm caused by the use of non-renewable energy sources;
• expresses concern for the Arctic habitat, which is very important for the indigenous northern peoples and for tourists (including ethnotourists).

In the unique Arctic zone, it is possible to organize and disseminate event tourism in the scientific, cultural and sports fields.

Implementation of green energy projects in the field of tourism:

• contributes to the conservation of the nature of the Russian Arctic;
• attracts investors, as it is a prestigious global trend for large companies and investment funds;
• increases the number of jobs and reduces the outflow of the local population;
• has a positive impact on building up the economic power of the country.


DOI: 10.51823/74670_2022_2_111
Скачать PDF